В последнее время в педагогической
практике получил распространение термин «интерактивное обучение». Современная
наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании
педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном
процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Основная задача
школьного образования сегодня - это создание таких условий обучения, чтобы
учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем
успешно применять их в практической деятельности. А для этого необходимы
эффективные методы обучения, к которым можно отнести метод проектов и, конечно
же, интерактивный метод. Что касается проектного метода, то он сегодня нашёл
широкое применение в педагогической практике, в том числе и среди учителей
нашей школы. Мы уже убедились в эффективности проектного метода на своём опыте.
А вот интерактивный метод обучения
учащихся, который, на мой взгляд, является не менее эффективным, необходимо та
же более широко применять на уроках.
Цель
интерактивного обучения – это создание педагогом условий, в которых учащийся сам
будет открывать, приобретать и конструировать знания. Другими словами,
интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса,
при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс
познания.
Структура урока,
проведённого в интерактивном режиме, включает 8 восемь основных этапов:
1. Мотивация.
Для создания мотивации используются проблемные
вопросы и задания, выдержки из словарных
и газетных статей, разные определения одного понятия и т.д.
2. Целеполагание.
Цели уроков интерактивного обучения
отличаются от традиционных. Преподаватель учит учащихся самим формулировать
цель урока, когда каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат и к
чему ему стоит стремиться.
3. Предоставление
новой информации.
Поскольку
понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере знакомы учащимся, то
рекомендуется обычно начинать с «мозгового штурма»
4. Интерактивные
упражнения.
Работа
в парах.
Работа
в группах.
Большой
круг.
«Аквариум».
Ролевая
(деловая) игра.
«Займи
позицию».
Дискуссия.
Дебаты
и др.
Вообще
в настоящее время разработано много форм групповой работы. Наиболее известные:
большой круг, мозговой щтурм, дебаты.
5. Новый
продукт.
Логическим
завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта
(диалог, монолог, эссе, проект и др.)
6. Рефлексия.
В
конце урока обычно задаю следующие вопросы:
«Чему
научились?»
«
Как пригодятся эти знания в будущем?»
«Что
понравилось?»
«Какие выводы можно сделать?»
7. Оценивание.
Каждый
член группы оценивает каждого ученика и учитель выводит средний балл. Кроме
того использую метод
самооценки
учащимися своей работы.
8. Домашнее
задание.
После
проведения урока в интерактивном режиме обычно предлагаю домашнее задание
творческого характера (написать письмо, сочинение, эссе, создать проект,
компьютерную презентацию и т.д.)
Таким образом, основными составляющими
интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые
выполняются учащимися. И важное отличие интерактивных упражнений от обычных в
том, что выполняя их, учащиеся не сколько закрепляют уже изученный материал,
сколько изучают новый.
Я использую элементы интерактивного обучения на
своих уроках. Применяю такие
интерактивные упражнения как работа в парах, группах, уроки-дискуссии,
викторины, ролевые игры. И сразу наглядно видно, что, занятия, построенные в
интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся. Наверное, потому,
что нарушается привычный и надоевший порядок на уроке, когда дети не пассивные
слушатели, а активные участники учебного процесса.
На мой взгляд, достаточно спорным представляется
суждение о том, что для подготовки к урокам с использованием метода
интерактивного обучения необходимо прилагать значительно больше усилий, чем при
традиционном способе преподавания. Ведь для подготовки качественного
традиционного урока также требуется время и интеллектуальные усилия. Мне
кажется что, данный метод даже обладает определёнными преимуществами. Он
помогает решить две задачи: перенести часть нагрузки во время урока с педагога
на учащегося и распределить ответственность за конечный результат между
учащимися и учителем в равной степени. Ведь при данном методе обучения педагог
выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Центральное место в его деятельности занимает не отдельный ученик, а группа
взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Таким образом, для развития творческих
способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения
перейти к репродуктивным, когда учащийся должен не только показывать понимание
изученного, но и решать задачи, вскрывая причинно -следственные связи между
ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
|